Пермский край - река Березовая

Заметки о сплаве на катамаранах по реке Березовая Пермского края

Пермский край, река Березовая

Если посмотреть на карту Пермского края, то в правом верхнем углу можно найти поселок Ныроб. Это как раз та точка, где кончается асфальт. А дальше тянется грунтовая дорога, да и то недолго. Вокруг – сплошное зеленое море – тайга, укрывающая сплошным покрывалом хребты Северного Урала. Промеж хребтов – реки, самая известная из которых, пожалуй, Вишера. Тут, если можно так выразиться, - край географии.

Река Березовая, которую мы выбрали для сплава, является притоком Колвы, которая, в свою очередь, есть приток Вишеры. Как и многие другие реки Урала, славится своими «камнями» - причудливыми скалами, высотой до 180 метров, возвышающимися по берегам. Причем каждый камень имеет свое название и неповторимую форму. Практически на вершину каждого камня можно подняться для обзора. На многие проложены тропы. Правда, часто такие тропы круты и завалены упавшими деревьями, но для настоящего ценителя нетронутой природы это как раз не помеха!

Места отдаленные от цивилизации, малопосещаемые, которые привлекают туристов своей нетронутостью и первозданной красотой. Прекрасная рыбалка на хариуса и, даже(!), тайменя – «замануха» для рыбаков. Так говорится в рекламных проспектах, зазывных объявлениях туристских Интернет-сайтов. Так ли это на самом деле решили проверить и мы.

Итак, конец августа 2009 г. Нас 7 человек. 2 катамарана. 7 дней времени на все про все.

Дорога до Ныроба, по большей части, ничем не примечательна. Только на последнем участке начали попадаться «знакомые» названия – Чердынь, Искор, Красновишерск. Знакомые по книжке Иванова «Сердце Пармы», разумеется. В Чердыни мы закупали продукты на поход. О том, что там есть интересный краеведческий музей, мы узнали от местных жителей уже позже, на выходе с маршрута. А жаль – говорят, музей интересный!

В Ныробе мы «пересели» на наемный УАЗ, который забросил на Березовую, к так называемому «Татарскому мосту». Асфальт кончился вместе с последними домами поселка. Дальше – умершая грунтовая дорога. Удивительно, но по ней, в принципе, курсирует какой-то автобус до поселка Валай. Еще более удивительно, но за Валаем дальше идет прекраснейшая, новая гравийная дорога (я бы даже сказал – шоссе!) до поселка Вижай, - последнего населенного пункта по пути к началу маршрута. А за Вижаем – до самой реки, дорога еще более умершая, чем между Ныробом и Валаем. Скорее это «направление», чем дорога.

Надо сказать, что и Ныроб, и Валай, и Вижай – все эти поселки «выросли» возле зон (мест лишения свободы). И наличие хоть какой ни будь дороги, объяснятся именно фактом существования этих самых зон. Правда, наш водитель сказал, что побеги бывают крайне редко (дорога – одна, железки – нет, река – не судоходная, а тайга - практически непролазная). Мол, - «Вам боятся нечего».

На место стапеля прибыли уже в темноте. Оказалось – место довольно людное: старый деревянный мост развалился, и вместо него строят новый, современный. Даже дивно – дороги, как таковой нет, а мост (практически уже готовый) – есть. Работает дизель, народ пьянствует в вагончиках-бытовках. Какие-то палатки под недостроенным мостом. И речка. И не видно все равно ни зги, т.к., свет от дизеля подается только в вагончики. Какая-то музыка, еле слышный шум текущей воды. С трудом установили палатки и – спать.

На утро увидели все «в живую»: под мостом были палатки местных рыбаков, которые, беспрерывным, громким матом, иногда перемежаемым нормальными человеческими словами, разбудили все и вся вокруг. Из вагончиков повылазили заспавшиеся, не совсем протрезвевшие, работнички. И все засобирались на рыбалку или прямо так, в сапогах-забродах, начали удить хариуса. А над рекою «засобирался» идти дождь. И пошел…

Речка Березовая, в районе «Татарского моста» - неширокая, метров 20-30. Глубина также небольшая, но с ямами. И течение не сильное. Как впоследствии оказалось, характер реки (течение и глубина) практически постоянный, только ширина все время увеличивается. Порогов нет, только перекаты, да и те совсем простые. Самая большая сложность – мели, иногда практически во всю ширину реки, так, что приходится буквально протискиваться (или протаскиваться).

В общем, собрали мы катамараны да и пошли помаленьку. Как обычно, после старта – большое возбуждение и волнение души. Что там за ближним поворотом? Деревья и кустарники обступают берега сплошной стеной, река часто петляет и открывает лишь небольшие кусочки новых перспектив. Но постепенно попривыкли.

Река, поначалу, больше похожа на равнинную, с густо заросшими берегами. В своем верхнем течении (где мы не были) она отделена от Вишеры одним хребтом, через который некоторые, пешком, приходят в ее верховья и начинают сплав оттуда. Говорят, что и рыбалка на хариуса там отменная.

Дно у речки каменистое, часто попадаются водоросли. Поначалу, часто попадались в поле зрения и хариусы. Вообще-то, рыбалка на хариуса и, страшно сказать(!), - тайменя, были у нас в планах одним из «гвоздей» программы. Наличие местных рыбаков, и видимые в воде рыбки, как будто подтверждали наши расчеты на хорошую рыбалку. Однако все оказалось не так уж просто. На протяжении всего маршрута мы пытались ловить рыбу. У нас было 2 спиннинга и 1 удочка. Мы перепробовали разнообразные блесны и наживки, и – ничего. Ни одной поклевки! Пару раз небольшие хариусы подходили за блесной к берегу, но, увы, не клевали. В чем там причина – не известно. То ли рыбы мало, то ли она вся на нерест в верховья шла, то ли мы как-то не так ловили. Факт остается фактом – ни одного хариуса. И, тем более, тайменя.

При таком раскладе можно было бы и отчаяться – побывать на Урале, в столь отдаленных от людей местах, и не поесть рыбы… Но, как говорится, - «используй все, что под рукою, и не ищи себе другое!». На наше счастье в Березовой в изобилии водится рыбка вандыш. Она не вырастает большая (не больше среднего пальца руки), но ее очень много и ловится она практически без труда. Опускаешь в воду блесну, рыбки со всех сторон к ней бросаются, поддергиваешь, и подцепляешь их за что попало. Выглядит она как благородная рыба – чешуи нет, раскраска тушки неравномерная, но и не пятнистая.

Впоследствии мы приноровились ее ловить и на крючок. В качестве наживки цеплять можно что угодно. Отлично подходили червь, муха и даже кусочки силикона. А перейти на такой способ ловли, нас заставило то обстоятельство, что вандыши эти, когда их несколько штук из стайки выловишь, становятся поосторожнее и вылавливать их простым блеснением, по описанному выше способу, уже не так эффективно. А на червя (притом на кусочек червя) он клюет охотно, и в первую очередь удается выловить именно самых крупных особей.

Короче его мы пробовали в самом разном виде: мариновали, как селедку, запекали в фольге и на палочках, варили уху. Разве что не жарили – больно муторно возиться. Не ахти какая вкусная рыбка (уж во всяком случае хуже хариуса), но на безрыбье…

И еще интересная история с названием этой рыбки была. Нам про нее рассказывал еще водитель который вез нас до Ныроба. И название говорил, да мы не запомнили. Когда стало ясно, что окромя нее мы ничего не словим, и начался «промышленный» лов, мы попытались у встречных местных рыбаков и туристов (да, они там регулярно «попадаются», но нельзя сказать что надоедают своим присутствием) выяснить, как же все-таки она называется. Многие не знали, а потом один рыбак сказал, видимо в сердцах, потому что хариус не ловился, что, мол, называется она «херло». Ну, мы это дело обыграли, как могли. Молодежь по прикалывалась, что «в Контакте» напишет, что мы съели 5 пакетов «херла». Потом, все-таки, выяснили, как рыбку называют, но до конца похода, нет-нет, да и обзовет кто-то вандыша ландышом, или «херлом» :-)

С погодой нам, можно сказать, повезло – за весь поход был один день дождливый – как раз у нас была дневка, и мы прекрасно пересидели ливень под тентом у костра. Немного поморосило в день старта, чуть-чуть – в день финиша. А в остальном – переменная облачность без осадков, часто с солнышком. Потрясающих восходов-закатов, как на Приполярном Урале или в Карелии (или описанных в книжке Иванова) мы не увидели, но пару раз было неплохо. Возможно, еще было слишком тепло и в атмосфере не наступило то состояние, когда красками необычными небо полыхает.

Тем не менее, фотографий хороших отсняли мы немало. Особенно впечатляющие пейзажи открывались с вершин камней, на которые мы поднимались: Бурундук, Варыш, Сотник, Еран. Очень интересно было бы сходить на Пехач и Неприступный, но было мало времени, так что есть еще «зацепка», чтобы туда еще раз вернуться. Тем более, что до конца маршрут, до места впадения Березовой в Колву, мы так и не прошли. Опять же - ввиду ограниченности времени похода. А там еще есть целый ряд интересных (по описаниям, разумеется) камней.

Практически со всех камней открываются панорамы Уральской тайги – бескрайнее море хребтов, сплошь укрытых зеленым одеялом. Интересно было увидеть кедры. Шишек с орешками, правда, мы не нашли, но все же… Река выписывает причудливые петли промеж хребтов. В одном месте мы поискали и нашли пещеру с подземным ледником. Там было интересно, хотя лед перекрыл ходы в нижние этажи, которые, по описаниям, как раз и являются самыми красивыми.

У подножия Ерана (самого высокого камня на маршруте – 180 метров над урезом воды) у нас была дневка с баней. Там же был отличный закат с туманом. Говорят, на Еране есть пещерка, - капище вогулов (манси или манзси). Искали. Не нашли. Как, впрочем, и грибов с ягодами. Даже удивительно. Север. Тайга. А «даров природы» - нету. Ну да ладно!

Посередине маршрута проходили мы деревню Вижай, через которую забрасывались. Там есть магазин, и мы воспользовались этим для дозакупки продуктов: хлеб, тушенка, колбаса, яйца (круто – в походе на завтрак яичница!), пиво. А закончили наш сплав мы в Валае, через который так же забрасывались.

Валай произвел на нас сильное впечатление – вначале проходишь мимо зоны, за которой чуть ли не на полкилометра тянется куча опилок и древесных отходов. Все это – результаты производственной «деятельности» зоны. В самом поселке, достаточно большом, удивили деревянные мостовые на улицах. Есть там аж 3 магазина, расположенные все в одном месте. Мобильной связи, в том виде, какой мы ее привыкли «видеть», там нет. Есть только одна сеть – «Уралтел», использующая стандарт NMT, а не GSM как у нас везде. Посему, наши мобилки там были, что мертвому припарки… Полуразвалившийся клуб. Нерегулярное автобусное сообщение с «большой землей» (несколько раз в неделю). И капитальный, новый, железобетонный мост через реку.

Из Валая забрал тот же водитель, что нас и забрасывал. Как оказалось, в районе Ныроба, откуда мы планировали (и выезжали) отъезд, река (Колва) протекает на значительном удалении, и полян, где мо-жно было бы расположиться и переночевать в палатках, нет. Оказалось, что и гостиниц (а там их несколько, т.к., к заключенным часто приезжают родственники и друзья, чтобы проведать) со свободными местами тоже нет! Спасибо водителю, - он по телефону, пока еще вез нас, договорился за жилье. Правда, когда мы увидели, куда именно он нас привез, мы слегка обалдели. С двух сторон – зоны. Между ними – "Дом свиданий" (что-то типа гостиницы). Вот в этот самый дом он нас и устроил! Там несколько комнат на 4-х человек, душ (ужасный) и туалет (примерно как душ) – на этаже. Правда есть большая кухня, где можно готовить на газовой плите, что, безусловно, плюс для туристской группы.

И еще, что для нас оказалось очень полезным – буквально через дорогу оказался расположен автопарк, из которого «стартует» нужный нам автобус на Пермь! Мы туда сходили и договорились, что утром автобус, до того, как выедет на автостанцию, нас заберет. Это было удобно по нескольким причинам: не нужно ехать до автостанции; можно спокойно погрузить свой багаж; можно занять любые места в автобусе (ехать – 7 часов!). Всеми этими преимуществами мы и воспользовались!

В Перми мы провели некоторое время с пользой для себя. В частности, сходили в местный художественный музей, где очень кратко ознакомились с выставкой уникальной пермской деревянной скульптуры (кратко – потому что попали мы туда за 30 минут до закрытия). Прогулялись по историческому центру Перми. Осмотрели «белый дом», мечеть, памятники: медведю (символ тайги(?)) и «ушам» (с характерной надписью «Пермяк – соленые уши»). Впрочем, эта экскурсия была очень уж поверхностной.

Ну и, наконец, отбыли поездом домой.

Выводы. А какие могут быть выводы. Сколько людей, столько и мнений. Мне лично понравилось. Только вот рекламные проспекты все врут. Все, кроме как про красоту природы. Потому что увиденное действительно красиво! И ежели кому нравится неспешный, размеренный отдых, - добро пожаловать на Березовую!

Игорь Очеретяный

P.S. фото к очерку выложу очень скоро!

Обновлен 03 янв 2013. Создан 09 дек 2009

Всего 21, последний 1 год назад
kostcomm 01 янв 2013 ответить
Заброска тур.групп и рыбаков на Берёзовую.Колву.Недорого.Тел.89027919272.

X-TUR 03 янв 2013 ответить
Спасибо! В следующую поездку обязательно воспользуемся! Удачи в бизнесе!!!

lnikulinalv 22 апр 2013 ответить
Спасибо за репортаж. Приятно вспомнить... Были на Березовой в конце июля 2012 года, сплавлялись от Валая до Вижаихи, 23 чела, на моторке с катамаранами. Рыбалка слабая, зато грибов и брусники поели! Стоянок мало, подходящих для нашей многочисленной команды, руководитель остерегался поселений для бывших зеков, погода не радовала, купались всего 1 день на слиянии Березовой и Колвы. Зато столько дружественных вечеринок ( мы с университета дружим с 1976 г.) Ставим спектакли, у костра песни до пол-ночи, баня само-собой, встречаемся со многими только на сплавах, поэтому веселимся, как студенты первокурсники! Нынче опять идем на Березовую, но от Татарского моста, чтобы порыбачить. Удачных Вам походов!
X-TUR 30 апр 2013 ответить
Рад, что вам понравилось! Еще больше буду рад, если эти мои заметки вам послужат для пользы дела! :)) На счет рыбалки - как я понял, она хороша выше Татарского моста. Правда, походив по северным рекам, у меня появился некоторый опыт, который говорит, что успех рыбалки (особенно на хариуса) зависит от температуры воды - есть для него какой-то оптимум, которого рыба держится "смещаясь" вверх или вниз по течению, чтобы чувствовать себя комфортно. Мотор, правда, - не наш метод, но, если у вас будет - попробуйте сходить выше Татарского... :))
sngodovalov 17 сен 2013 ответить
Именно ниже Ерана до Валая в конце июня, пока мы на катамаранах релаксировали, проводник-коллега-приятель-тезка Серёжа натаскал с резиновой лодки на блесенку с пол-ведра довольно крупного хариуса, сразу чистил и подсаливал... Шли бы дальше - через день уже можно есть...
В середине сентября(14-15 - да позавчера же!) уже ничего подобного: сами не ловили, но рыбаков видели только только на впадении Бужуя в Березовую(чуть ниже Вижая), пустых, да еще 3 чудака на двух лодках шли рядом, время о времени то обгоняя нас, то отставая. Ни одной поклевки не видели. Ребята оказались не очень разговорчивы, вероятно из-за "успехов".
А вандыши ловятся "по старинке" - большая бутыль из под воды, литров на 5, верхняя часть отрезается, и и вставляется обратно горлышком внутрь. Можно сыпануть чего внутрь, но даже можно и пустую просто бросить в воду(ну привязать, конечно :)). Вандыш - рыбка любопытная, внутрь полезет, обратно не сможет сообразить выход найти. Штук 20-30 за час- легко :) Раньше такая снасть с узким горлышком готовилась из прутьев и называлась "морда".
Кстати, идти в это время по нашему примеру в верховья не советую - вода прозрачная, каждый камешек виден, но уровень ниже раннего лета на 0,7, а то и на метр, раз 10 тащили по мелям... Но красиво... Как на холсте мазки профессионала - зелёные ели, пихты, кедры, жёлтая берёза, красная рябина.. На склонах слоями, как пирог.. Поэты отдыхают..
А ночью холодно.....
X-TUR 17 сен 2013 ответить
Спасибо за комментарий! Много кто статью читает, да мало кто отваживается что либо по поводу прчитанного сказать. Или дополнить, что было бы весьма полезно. Особенно мне понравилось описание снасти на вандыша! в следующую поздку на Березовую (а она обязательно будет!) непременно такой снастью воспользуемся! :))
kostcomm 19 дек 2013 ответить
Вандыша ловить очень просто-поставил в воду кастрюлю немывтую с остатками пищи и через пяток минут там будет десяток рыбок.быстро накрыл крышкой и готово. а в верховья Берёзовой.примерно 20-25 км выше татмоста.можно попасть по другому пути-(в устье притока берёзовой.реки Иньи),но надо пройти пешком около 10 км. Прошлым летом я две группы москвичей возил по этому маршруту.им понравилось. Тел.для контактов 89027919272.

X-TUR 24 дек 2013 ответить
Спасибо за отзыв, телефон и еще один способ ловли вандыша! :) Надеюсь, что рано или поздно мы всем этим воспользуемся! :)

Кстати, никто не поделился информацией, а что, собственно, из этого вандыша можно вкусного приготовить! :))))
loparev89 02 янв 2014 ответить
Могу закинуть до вижая машина газель фермер 5мест кузов тент 3метра. 89655724548

X-TUR 03 янв 2014 ответить
Спасибо за предложение! Бог даст, мы в ваши края еще приедем! Вот тогда ваши услуги и пригодяться!!! :) А, кстати, вы не в курсе, - по Вишере можно сплавиться и не забрасываете-ли вы группы и туда?

djusersem 16 мар 2014 ответить
Вишера более обитаемая туристами река чем Берёзовая, но и пополноводнее будет. Сплавляются зачастую от 71-го километра или от посёлка Вёлс. Грунтовая дорога от г. Красновишерска до п. Вёлс километров 150. Лично мне по Берёзовой нравиться маршрут с началом сплава по Рассохе (приток Берёзовой), но там километров 25 пёхом топать нужно

X-TUR 17 мар 2014 ответить
Да, со сплав-средствами топать не очень-то приятно и легко. Что до Вишеры, то, как я слышал, там Заповедник и весьма проблематично попасть на реку. Или это уже все в прошлом? Или разработали какой-то официальный порядок посещения?

djusersem 18 мар 2014 ответить
Заповедник выше 71-го километра. Качество дороги от Красновишерска в принципе приемлемо, примерно как до Татарского моста. Так, что до Вишеры добраться не сложно. Кстати забыл сказать, что хариус после 3-4 часов засолки вполне пригоден к употреблению. Особенно если из него готовить так называемое блюдо кхе-кхе.
X-TUR 19 мар 2014 ответить
:) Хариуса мы и через 15 минут после засолки ели... (на Приполярном Урале). Чуток сыроват (как на мой вкус) но вполне съедобен. Спасибо за информацию! :)
Александр 16 дек 2015 ответить
Хороший репортаж.
X-TUR 17 дек 2015 ответить
Спасибо. Стараемся, чтобы было познавательно и полезно! :)
Александр 10 фев 2016 ответить
Привет!Да,времена изменились.В 1979 году у челдонов хорошим уловом считалось поймать 2 ведра чищенного хариуса.Ловили на ,,Катюшу,,За ведро вандыша,гольяна по-нашему,давали 2 ведра брусники приезжавшие с низовий,с Колвы.Кстати,пещеру я открыл вместе с друзьями-челдонами.Они жили и не догадывались,что такая красота у них есть в верховьях Берёзовой...Ностальгия по Валаю...
X-TUR 10 фев 2016 ответить
Спасибо за отзыв! Приятно, что навеяло вам воспоминания о, надеюсь, счастливых и интересных моментах вашей жизни :)
--- 16 фев 2016 ответить
Разное было,конечно,но в памяти осталось только хорошее.Жалко Валай.По комментам-доживает своё...
x-tur 21 фев 2016 ответить
Не знаю, насколько это "в связи", но... "Татарский мост" выстроили новый. Дорогу, думаю, к нему (точнее - через него) тоже собираются сделать. Валай "по пути". Может "вдохнут" "вторую жизнь"? Зачем-то же мост строили...