Путешествие в Ловозерье. Часть 3. Прикосновение к тайнам Сейдозера.

третья часть очерка про поход на Кольский полуостров 2007 года



Путешествие в Ловозерье

Часть 3. Прикосновение к тайнам Сейдозера

Уникально Сейдозеро многим: микроклиматом, разнообразием животного и растительного мира, множеством легенд и тайн с ним связанных. Сейды (сейты), чаххкли, снежный человек (йети), Куйва,– обо всем этом мы узнали, случайно повстречав и познакомившись с Александром Борисовичем Гурвицем.

Александр Борисович – исследователь Ловозерских гор, председатель спортивно-оздоровительного объединения «Оптимист». С начала 60-х годов прошлого века совершает постоянные путешествия в Ловозерье, а именно на Сейдозеро. За эти годы он, кажется, досконально изучил все, что с озером связано. Интересный собеседник, замечательный рассказчик, очень деятельный, постоянно находящийся в движении, он рассказал и показал нам то, о чем сейчас мы хотим поведать и вам …

А начнем мы с сейдов. Что же такое сейды? Сейды, или как их называют местные жители, саамы, - сейты, это священные камни, в которые вселился дух. Различают сейды, в которых заключен дух человека, чаще всего дух выдающегося предка, и сейды для животных, в которых заключен дух священного животного, чаще всего оленя. По другим представлениям сейды это жилище богов, которое те избрали для себя, снизойдя к мольбам нуэйтов (шаманов). А еще существует мнение, что сейды – застывшие нуэйты, нарушившие условия колдовства и превратившиеся в камни.

Камни, особенно если они имеют необычную форму, всегда привлекают к себе внимание. Очень часто людская молва приписывала таким необычным камням такие же необычные, сверхъестественные свойства. Так они становились естественными местами поклонения и жертвоприношений. В отношении сейдов саамы полагали, что они могли летать по воздуху, поэтому, уже в наши дни, появилось определение сейдов как «летучих камней».

Сейдам поклонялись с молитвой о благе и здоровье, о долголетии, о многочисленности семьи, об увеличении поголовья оленьего стада и так далее. Место, где стояли сейды, обносились оградой, за которую никто не мог входить без жертвенного приношения. Сейд «кормили»: обмазывали кровью и жиром животных, клали перед ним оленьи рога и т.п. Считалось, если сейд перестать «кормить», он потеряет свое могущество и уже не может принести ни добра, ни зла просящим.

Так или иначе, но сейчас все, что связано с сейдами, больше можно отнести к области красивых легенд и мифов. Александр Борисович рассказывает нам об этом во время привалов. А ведет он нас в устье ущелья речки Чивруай. Там, на высоком устьевом уступе долины, мы сможем увидеть два «действующих» сейда. Действующих, значит посещаемых с молитвами. Только кем?

Идем напролом через девственную тайгу. Вот вышли к логу с небольшим озерком. Здесь, по словам нашего проводника, в годы сталинских репрессий был лагерь политзаключенных. Под ногами до сих пор попадаются остатки колючей про-волоки от ограждения. Пересекаем лог и начинаем подъем на гору. Появляется нечеткая тропа. Борисович говорит – оленья. Взбираемся все выше по этой тропке. Под ногами – заросли спелой черники и вороники. Грех не сделать остановку, не полакомиться ягодой! А какие виды открываются по мере подъема!

Наконец, одолели последний взлет склона. Впереди, на относительно ровной каменистой площадке – камень необычной формы. Это сейд! Александр Борисович просит нас изобразить из себя организованную группу, подходящую к сейду. И мы послушно шагаем в колонну по одному, подходя к этой каменной глыбе, а он снимает.

Что-то должно внутри шевельнуться? Как-то должно проявиться действие сейда? Мы приближаемся к камню.

- Не подходите с острого конца. Оттуда скатывается поток отрицательной энергии, - говорит Александр Борисович. И еще: не каждый человек ощущает действие сейда.

Мы подходим к камню, касаемся его шероховатой поверхности рукой. Камень как камень. Никаких следов жертвоприношений мы не видим. Так же не возникает и никаких особых, необычных ощущений. Ну и пусть! Зато как красиво вокруг! Пейзажи, открывающиеся с площадки просто потрясающие. Только ради таких вот видов стоит ехать в такую даль! Видимо, правы российские чиновники, что пропагандируют ехать посмотреть на такую красоту.
Вот внизу раскинулось Сейдозеро, обрамленное с трех сторон горными склонами. Только с востока гор нет. За невысокой, поросшей лесом, перемычкой простирается огромное зеркало Ловозера, а за ним, сколько видит глаз, - бескрайние просторы лесотундры. Где-то там, за линией горизонта, упирается эта лесная ширь в такие же необъятные просторы Баренцева моря.

Щелкают затворы фотоаппаратов. В воздухе звучат фразы, полные безудержного восторга. Мы позируем группой и поодиночке, запечатлевая на пленке счастливый момент нашей жизни, который прямо сейчас и переживаем.

На обратном пути в базовый лагерь, идя тропой по перешейку между Сейд- и Ловозерам, услышали мы еще одну интересную легенду о тайнах места сего. Говорят, что среди скал и болотных кочек, в пещерах и трещинах живут крошечные подземные создания – чаххкли. «Похожи они на гномов Западной Европы или норвежских троллей. Ходят они голыми и с мешочками золота за спиной. Образ их жизни под землей такой же, как у местных жителей саамов: занимаются они оленеводством, рыбу ловят, ходят на охоту. Разговаривают чудно: отвечая, повторяют те же слова, только в обратном порядке. Ответят и все время хихикают. Чаще всего от них добра ждать не приходиться. Любят заманить человека в ущелье и удушить его в какой-нибудь каменной расщелине. Впрочем, от них легко откупиться, стоит только бросить монетку, и они отстанут. Но бывают чаххкли дружелюбные: тем, кто им понравится, открывают подземные кладовые, полные самоцветов.»1)

Борисович говорит, что они вход в Шамбалу охраняют. Но мы не очень-то в это верим. Просто, как дети, слушаем очередную сказку и пребываем в благодушном настроении. Ведь мы действительно побывали в сказке! А вечером, в палатке, вспоминая все, что за этот день увидено и услышано, мы смеемся над невольно придуманным каламбуром: «Как же этих существ зовут? Ну, этих… Карлинги, что-ли?».

Полярный день клонится к вечеру. Нет, солнце по-прежнему не садится, но заметно снижается к линии горизонта. А относительно нас это – за горным кряжем, окружающим Сейдозеро. Посему, мы оказываемся в тени, что в сочетании с набежавшими тучами создает полную иллюзию тихого вечера.

Костер догорает и в тесном кругу благодарных слушателей звучит очередная история. История про снежного человека. Будто живет в дремучих окрестных лесах существо мохнатое, темное. Людям зла не делает, если те не досаждают ему. Но, если же они в лесу шум да крик поднимают, - может рассердиться, да и страху напустить. В разные годы видели его, мельком, неоднократно, следы необычные находили. Искать пытались, да не нашли.

Что правда тут, а что вымысел – не ясно. Однако местные рыбаки и охотники говорят, что в начале 90-х годов четверо подростков, приехавших сюда из Ревды, погибли не просто так. Убил их, якобы, хозяин леса, снежный человек! Накануне в медвежий капкан попал кто-то посильнее медведя, сломал его и выбрался на свободу. Тут ему и попались ребята. На лицах всех четверых в момент гибели застыли гримасы ужаса. От таких рассказов, у людей впечатлительных, мурашки по коже…

Мы намеренно переводим разговор на другую тему. Среди нас много детей и такие истории им перед сном лучше не слушать. Пусть, лучше, чаххкли - карлингов запомнят! Или, вот, Куйву.
Куйва – это скальное образование, гигантский «петроглиф» высотой, примерно, 70 метров. На светлом фоне скалы, что высится над северо-западным «углом» Сейдозера, темным силуэтом встает человекоподобная фигура. Все при ней: голова на короткой шее, руки, ноги, туловище. Окружающая фигуру светлая скальная порода постоянно разрушается, оставляя у подножия скалы длинный шлейф осыпей. А скалы, образующие фигуру Куйвы, не разрушаются, оставаясь в течении вот уже многих десятков лет практически без изменений.1)

Известно, что фигура эта вполне естественного происхождения. «Трещины, проточенные водой в податливой сланцевой поверхности скалы. Русла трещин покрыты черными окаменевшими остатками мхов и лишайников, которые и образуют природный рисунок. Одно только не понятно, почему он сохраняется так долго, ведь на сланце постоянно образуются все новые и новые борозды, их сетка очень недолговечна.»

Но каких только легенд не сложили о Куйве люди! Самым старым из них, вероятно, не менее тысячи лет. Одни говорят, что это наскальное изображение распятого саамского бога. Другие, - что это окаменевший предводитель захватчиков-шведов, которых в незапамятные времена на Сейдозере саамы побили. Третьи говорят, что это тень испепеленного богами Прометея, давшего огонь людям (интересно, что об этом подумали бы в солнечной Грузии, издавна считавшейся местом божественной казни Прометея?). Четвертые… впрочем, все легенды нам все равно не перечесть. Только в одном все сходятся: Куйва – это нечто одухотворенное, имеющее влияние на все, что рядом с ним происходит, Хозяин здешних мест!

Егеря говорили нам, что, придя на Сейду, следует сделать маленькое жертвоприношение Куйве, ну, хотя бы, предложить ему конфетку. Тогда он будет добр к путешественникам и все у них будет хорошо. Правда, узнали мы от них об этом только на третий день своего пребывания на Сейдозере. И, естественно, никаких подношений Хозяину не делали. А когда узнали, то, как бы и не к месту и не ко времени уже было. Но все у нас складывалось просто замечательно! И, как оказалось, у нашего гида этому было свое объяснение: те, кто хорошо и внимательно относиться друг к другу в группе, кто честен и искренен с товарищами, могут ничего не бояться – все будет у них хорошо!

Первые фотосъемки Куйвы были осуществлены геологами с вертолета в 60-х годах прошлого века. На полученных тогда снимках природный феномен можно было разглядеть лишь в общих очертаниях. Две последующие попытки профессиональных фотографов отснять фрагменты этого природного чуда закончились трагически: фотографы вместе с аппаратурой погибли под камнепадами, сошедшими со скалы.

Александр Борисович тоже приложил немало усилий, чтобы заснять Куйву. Задача это не легкая: Куйва труднодоступен, да и погодные условия не всегда подходящи для фотосъемки. Однако ему удалось сделать масштабный снимок Куйвы. Тогда к основанию левой «ноги» Куйвы поднялся, со всеми предосторожностями, его ассистент. Его специально одели в ярко окрашенные куртку и брюки, чтобы он контрастировал с темным цветом Хозяина. Было это 10 лет назад. И, вот, похоже, все опять складывается благополучно, чтобы заснять Куйву. Но, теперь уже на цифровые фото и видео.

Догорали угли нашего походного костра. Понемногу затихала и наша беседа. День, до предела насыщенный событиями и новой, познавательной для нас, информацией подходил к концу. Один лишь походный день…


1) Цитируется по книге: Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом, настоящем и будущем. – Мурманск: Кн.изд-во, 2005. – 416 с., ил.


Создан 16 дек 2009



  Комментарии       
Всего 4, последний 5 лет назад
fedko.viktor 11 ноя 2011 ответить
Очень интересно! Но, к сожалению, у всех кто пишет по каменной теме, идёт показ и рассказ только о вызвавшем удивление необычном сооружении. И только. К сожалению нет ни показа ни рассказа о присутствующих непосредственно на сейдах или рядом, резах, распилах, выдолбленных или прорезанных канавках, знаках, петроглифах и т.д.
Почему то все замыкаются только на том, что сейды-культовые камни и только....
Каменные сооружения за всю свою историю несут 2-3 смысловую нагрузку, каждую на разных временных отрезках. Оставлены без внимания и не описаны каменные аллеи, причём редкий вариант, двойные. А тщательно выложенные каменные стены? Длина-высота, ширина? Ориентация по сторонам света?
Просматривая фотографии нашёл явное сходство некоторых северных объектов с развалинами южноамериканского Теотиаукана и каменными сооружениями в центре Средней Азии на Иссык-Куле в Киргизии. Нужна карта всех каменных сооружений и выявление всего того что есть ещё рядом с тем, чтобы определить. для чего же в действительности были сооружены все эти мегалиты?
   
X-TUR 15 ноя 2011 ответить
Спасибо за комментарий! Обычно все, кто просматривает ничего не пишут вообще! Или, в лучшем случае, поставят вместо комментария смайлик и - привет! Но это так - небольшое отступление.

Теперь по существу: все, о чем вы пишете - имеет место быть! Но!, - надо тут сказать о том, что в том походе мы впервые попали в подобные места с "каменной темой". Более того, - мы практически ничего о самой этой теме не знали! И только знакомство с Гурвицем (о чем сказано в очерке) дало нам счастливую возможность прикоснуться к этой теме! Отсюда - весь наш "дилетантизм" и поверхностное, чисто внешний, описательный подход. Скажу больше - за все время, что прошло с того похода, никто из нас так и не увлекся этой тематикой. Поэтому... все так и осталось на внешне-описательном восприятии/уровне. Увы!

Если у вас есть мысли по этому поводу и желание их высказать - с удовольствием примем ваш очерк и опубликуем его здесь! Возможно, это будет многим интересно (но мы особо не обольщаемся по этому поводу - все таки посещаемость нашей странички не такая уж высокая).

С уважением, Игорь Очеретяный
pereladov 06 июл 2012 ответить
С удовольствием прочитал Ваши очерки про Сейдозеро. Меня заинтересовал факт, про который Вам рассказывали рыбаки - про выбросы в озере. Не могли бы поподробнее пересказать это явление (когда, где именно в озере это было, как долго, было ли что подобное раньше). Дело в том, что в 2001 году я работал на Сейдозере в экспедиции В.Н.Дёмина "Гиперборея" и занимался, в частности, подводными исследованиями озера. Зелёный "кисель" мне понятен - в озере многометровые отложения ила (сапропеля) зеленовато-серого цвета. Так что если был выброс - всю эту массу могло поднять в толщу воды и создать эффект, про который говорили рыбаки. Природа выброса могла быть связана с тем, что Ловозёры - древний вулкан. В нём до сих пор предполагают активность, которая, в частности, определяет микроклимат этой котловины. Землетрясения опять же не раз были отмечены. Но достоверно такие яркие проявления, как описали егеря, никто не наблюдал. Лишь у местных есть поверье, что если Куйва сердится, то он трясёт горы и "выгоняет" рыбу из озера.
И ещё - я сейчас пишу статью про наши подводные исследования Сейдозера для российского журнала "Нептун - 21 век". В каком виде мне сослаться на Вас, описывая эти явления? Могу дать ссылку на сайт с указанием имени и фамилии. Или как пожелаете.
С уважением, Михаил Переладов
X-TUR 13 июл 2012 ответить
Здравствуйте Михаил!

Рад, что очерки вам понравились! Сожалею только, что более подробно, чем в очерке, про выброс со дна Сейдозера написать не могу. Нас интересовала тогда, если можно так выразиться, только "гастрономическая сторона дела", т.е., наличие рыбы, а не причины ее исчезновения и уж, тем более, как все это было. Хотя я понимаю, что этот факт заслуживал самого пристального внимания... Но мы все "сильны задним умом". А тогда... В общем, и увы, мне по этому поводу добавить нечего :( И координат егерей мы не брали - встреча-то случайная, мимолетная.

Что касается ссылки в Вашей статье - то пожалуйста, конечно давайте! Быть может кому-то будет интересно прочитать эти очерки. А быть может кто-то, после прочтения, соберется в дорогу, посмотреть эти удивительные места и сделать свои удивительные открытия!

С уважением, Игорь Очеретяный
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
ТК "ИКС-Тур", г.Днепропетровск, 2011